Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые риски и уголовная ответственность за налоговые преступления 1». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?
В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.
Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.
За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.
Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.
Уголовные преступления
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
Изложив название ст. 198 Уголовного кодекса РФ, законодатель устранил неточность в названии статей, существовавшую при буквальном толковании норм ст. 198 («Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды») и ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации») УК РФ. Если считать, что язык закона соответствует требованию точности, то в одних случаях уголовная ответственность в отношении физического лица предусматривалась за уклонение от уплаты одного налога, а в отношении организации — нескольких видов налогов, как это следует из текста ст. ст. 198 и 199 УК РФ.
Теперь ст. ст. 198 и 199 УК РФ в новой редакции имеют одинаковое название — «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов». Включив в название статей слово «сбор», законодатель приравнял уклонение от уплаты сборов к уголовно наказуемому уклонению от уплаты налогов.
В то же время в названии и диспозиции статей об уклонении от уплаты налогов (сборов) не упоминается о взносах во внебюджетные фонды. Поэтому неуплата взносов на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов (сборов), т.к. Налоговый кодекс и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» не относят данные платежи к налогам или сборам.
Федеральным законом N 162-ФЗ решена еще одна проблема правоприменительной практики. Речь идет об указании на «иной способ» уклонения от уплаты налогов или иных обязательных платежей с организации, допускающем зачастую расширенное толкование, следствием которого является незаконное привлечение лиц к уголовной ответственности. Ввиду отсутствия четкой формулировки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, определить круг лиц, совершивших налоговое преступление, было сложно. Принятие Конституционным Судом РФ Постановления от 27 мая 2003 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности положения ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова» не разрешило всех противоречий. В новой редакции статей УК законодатель отказался от использования расширительного толкования способа совершения данного преступления. Теперь как для физических лиц, так и для организаций уголовная ответственность может наступить только за уклонение от уплаты налогов (сборов), совершенное путем непредставления в налоговые органы налоговой декларации, если налогоплательщики обязаны ее представлять, иных документов, представление которых необходимо в соответствии с законодательством, а также включения в налоговую декларацию или указанные документы заведомо ложных сведений.
Непредставление декларации в налоговый орган
К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.
Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:
- на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
- кто должен был контролировать этот процесс;
- был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.
Определение налогового риска и неблагоприятных для организации (индивидуального предпринимателя) правовых последствий трактовки норм налогового законодательства
Наиболее емкое определение понятия налогового риска приведено Д.М. Щекиным: налоговый риск — это возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления .
Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития Налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2007. С. 236.
При этом наступление неблагоприятных правовых последствий в большей части связано с несовпадением правовых позиций налогоплательщика и правоприменительных органов в отношении трактовки норм налогового законодательства. Такое несовпадение правовых позиций может быть вызвано, в частности, внешними факторами, такими как:
- изменения налогового законодательства и правоприменительной практики;
- неопределенность положений налогового законодательства;
- непоследовательная позиция Минфина России при разъяснении вопросов применения законодательства о налогах и сборах ;
- изменение порядка формирования налоговой отчетности.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.
Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов,(ст. 199.2 УК РФ) то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба.(ст. 76.1 УК РФ) Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.
Правовое регулирование ответственности за налоговые правонарушения в Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 года №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» с 1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового Кодекса Российской Федерации. С этого момента утрачивает силу (за исключением ряда статей) Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности и статья 13, регламентирующая вопросы ответственности за налоговые правонарушения.
Таким образом, в настоящее время основные понятия, условия и обстоятельства привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности в главе 15.
При рассмотрении налоговых споров надо иметь в виду, что правила толкования актов законодательства о налогах и сборах, определенные статьей 3 Налогового Кодекса РФ, а также положения об основаниях и условиях привлечения (освобождения, смягчения) к налоговой ответственности, установленной главой 15 Кодекса подлежат применению независимо от того, до или после вступления в силу части первой Налогового кодекса возникли спорные правоотношения либо было допущено налоговое правонарушение.
В связи с этим при разрешении споров о применении налоговой ответственности необходимо руководствоваться следующим.
Пунктом 3 статьи 5 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Согласно Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ, вносящему дополнение в пункт 1 статьи 5 акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В соответствии с этим решение о применении ответственности за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 года, не может быть вынесено налоговым органом после вступления в силу части первой Налогового кодекса, если ответственность за соответствующее правонарушение ею не установлена.
Например, когда Налоговый Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса.
С учетом положений пункта 3 статьи 5 Налогового Кодекса РФ взыскание финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных частью первой Кодекса за такое правонарушение.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Поэтому соответствующие положения Раздела VI Налогового Кодекса РФ могут применяться только в отношении налоговых правонарушений, допущенных налогоплательщиками и иными обязанными лицами после вступления в силу настоящего кодекса.
А также налоговые правонарушения регулируются Действующим Уголовным Кодексом РФ, глава 22 (Преступления в сфере экономической деятельности) предусматривает составы налоговых преступлений и ответственность за их совершение.
Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)
По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.
Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.
Таблица 3
Вид нарушений
(условие нарушения) |
Наказание | |||
Штраф | Принудительные работы / лишение права занимать должности | Арест | Лишение свободы / лишение права занимать должности | |
В крупном размере | от 100 000,00 до 300 000,00 | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока | на срок до 6 месяцев, | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока |
В особо крупном размере | от 200 000,00 до 500 000,00 | до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока | нет | до 6 лет / до 3 лет либо без указания срока |
Объективные признаки составов налоговых преступлений
Точный анализ объективных и субъективных признаков совершаемых преступлений очень важен, так как от этого зависит надлежащая уголовно-правовая оценка деяний, нарушающих уголовное законодательство, соответствующая закону их квалификация.
Обязательным элементом любого состава преступления является его объект. Поскольку целью данной работы не является исследование родового объекта преступлений в сфере экономики и видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности, то перейдём к рассмотрению непосредственного объекта преступлений в сфере налогообложения.
Изучение научных источников позволяет сделать вывод, что существует множество определений непосредственного объекта налогового преступления, в частности, он определяется как: легитимный порядок уплаты фискальных платежей ; отношения между налогоплательщиком и государством по поводу исполнения обязанности уплачивать налоги и сборы»; финансовые общественные отношения в области налогов ; общественные экономические отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ в соответствии со ст. 2 НК РФ ; финансовые интересы государства .
Опасность дефраудаций многогранна. Конечно, признаками, свидетельствующими об этом, являются: причинение ущерба финансовым интересам госу-дарства, высокая латентность, оказание негативного влияния на население и другие. С нашей точки зрения, наиболее удачным представляется следующее понимание непосредственного объекта для ст. 198 и ст. 199 УК РФ — совокупность общественных отношений, обеспечивающих осуществление обязанности по уплате налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами) установленных законом налогов, сборов, взносов в бюджет государства, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Необходимо отметить, что характерной чертой налоговых отношений является их имущественный характер, который выражается в передаче в распоряжение государства определенных денежных средств. По мнению A.M. Лог-виной, «налог, как экономическая категория, выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения её части в распоряжение государства в обязательном порядке» .
Подтверждением этому служит то, что в соответствии со ст. 8 НК РФ, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведении или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Исходя из изложенного выше, полагаем, что все законно установленные обязательные платежи, названные в ст. 13, ст. 14, ст. 15 НК РФ можно считать предметом преступлений в сфере налогообложения.
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 198 и ст. 199 УК РФ, выражается:
в бездействии, состоящем в непредставлении декларации или иных документов, или действиях, состоящих во включении в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений ;
в наступлении общественно опасных последствий — имущественном ущербе, связанном с неуплатой налога в крупном (особо крупном) размере;
в наличии причинной связи между действиями (бездействием) лица и наступившими общественно опасными последствиями.
Относительно конструкции составов налоговых преступлений существуют разные мнения. Так, И.И. Кучеров относит их к формальным, аргументируя свою точку зрения тем, что «принимать во внимание необходимо не неуплату налогов, а само уклонение, представляющее собой не что иное, как введение в заблуждение налоговых органов относительно объектов налогообложения»». С такой позицией мы не можем согласиться.
По нашему мнению, составы налоговых преступлений по конструкции объективной стороны, являются материальными . Прийти к подобному заключению можно, основываясь на содержащейся в законе количественной характеристике последствия: исследуемое посягательство признаётся преступным, если оно совершается не менее, чем в крупном размере. Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил: «моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством» , то есть важен ущерб, который причинен государству в результате непоступления денежных средств в бюджет. Нельзя, к сожалению, исключить, что такой подход создаст проблемы тем налогоплательщикам, которые ошибочно уплатят неверную сумму налога и впоследствии скорректируют ее размер. Дело в том, что следственные органы в первую очередь примут во внимание наличие события налогового преступления, то есть факт неуплаты налога по состоянию на первый день, следующий за днем истечения срока уплаты. Это может стать достаточным основанием для возбуждения уголовного дела. Последующая добровольная уплата налога, пусть и с нарушением срока, уже не рассматривается следственными органами как подтверждение отсутствия нарушения. В такой ситуации налогоплательщику придется доказывать отсутствие умысла на неуплату налога, даже если за ним не числится недоимка».
Согласно ст. 198 и ст. 199 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путём непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, в крупном размере. Как видим, «законодатель не конкретизирует способы уклонения от уплаты налогов и сборов, обозначает их достаточно обобщенно» .
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние лица в сфере налогов и сборов, повлекшее за собой общественно опасные последствия в виде неуплаты или неполной уплаты, неправильного исчисления сумм налогов и сборов, предусмотренных Налоговым законодательством РФ. Данный вид правонарушений – один из наиболее важных для государства видов правонарушений, т.к. благодаря налоговой системе формируется доходная часть бюджета, которая способствует нормальному функционированию как государства в целом, так и исполнению отдельных его функций и задач.
Разнообразные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены главой 16 НК РФ (нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе; непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам); нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) и другие). Их можно систематизировать по-разному. Наиболее распространено разделение налоговых правонарушений согласно их направленности. Так, И.И. Кучеров акцентирует внимание на следующие обособленные группы: нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116 НК РФ);
— нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. ст. 119-120 НК РФ);
— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. ст. 122, 122.1, 123 НК РФ);
— нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. ст. 125, 126, 126.1., 128, 129, 129.1 НК РФ). Особенность всех налоговых правонарушений в том, что они регулярно модифицируются и видоизменяются.
Разнообразие видов налоговых, административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов обусловлено в основном увеличением числа «интеллектуальных» правонарушений, и преступлений в налоговой сфере, юридические конструкции которых требуют разработки основ налоговой деликтологии.
В настоящее время многие налогоплательщики используют различные схемы уклонения от налогообложения. В связи с этим одной их функций налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Законодатель совместно с ФНС создают специальные Федеральные законы, Положения, Инструкции, которые уточняют положения НК РФ и способствуют снижению количества налоговых правонарушений и повышению эффективности их выявления.
В соответствии с законодательством РФ налоговые органы осуществляют свои функции в целях выявления и предотвращения налоговых правонарушений, но подходы, к которые необходимо устранить при помощи мер налогового администрирования, под которым подразумевают деятельность государственных органов управления (но не законодательных органов власти) в налоговой сфере.
И именно обеспечение качества и эффективности налогового администрирования считается одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. Однако, невзирая на постоянный контроль со стороны налоговых органов, зачастую допускаются нарушения законодательства в области налогов и сборов. Такие нарушения, содержащие признаки преступления (налоговые преступления), представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц — одну из главных угроз экономической безопасности государства, определяемая как устойчивость к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающий достигнутый уровень жизни населения, вызывающих социальную напряженность в обществе и угрозу существования государства. В связи с этим, подобные посягательства причиняют существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, уклонение от налогов – неизбежная проблема любого государства. Однако существуют меры по уменьшению масштабов уклонения от уплаты. Для этого необходимо:
1.Систематическое совершенствование законодательства, как в отношении налогов, так и в плане общего ведения бизнеса;
2.Усиление контроля и средств мониторинга денежных потоков, с помощью которых можно скрыть средства, с которых должен быть уплачен налог;
3.Увеличение «прозрачности» системы сбора и распределения налоговых средств, так как это увеличит доверие налогоплательщиков государтву;
4. Информационная систематическая работа на всех уровнях со всеми слоями населения с целью донесения критически важной функции сбора и распределения налогов в государстве.
Также следует обратить внимание на опыт зарубежных стран. Эти государства применяют корпоративную социальную ответственность, которая является эффективной мерой воздействия для предотвращения налоговых правонарушений.
В отличие от большинства налогов, акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров.
Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.
В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов. Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты акцизов, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»).
Налогоплательщиками акциза признаются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.
Подакцизными товарами считаются:
– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
– алкогольная продукция;
– пиво;
– табачная продукция;
– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
– автомобильный бензин;
– дизельное топливо;
– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
– прямогонный бензин.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
– реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
– продажа лицами переданных им уполномоченными на то государственными органами конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
– передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;
– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);
– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
– передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);
– передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
– получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
– получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.
Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.
Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.
Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.
Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.
Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:
– финансовой помощи;
– авансовых или иных платежей;
– оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;
– пополнения фондов специального назначения;
– в счет увеличения доходов;
– процента (дисконта) по векселям.
В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Порядок исчисления акциза. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза, определяемая в соответствии с НК.
Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.
Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные в ст. 200 НК налоговые вычеты.
Порядок и сроки уплаты налога определены в ст. 204 НК. В большинстве случаев уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
ЕСН применяется в целях мобилизации средств, необходимых для материального обеспечения права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты ЕСН, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 24 «Единый социальный налог»).
Налогоплательщиками ЕСН признаются:
– индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;
– организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, производящие выплаты физическим лицам.
Объект налогообложения ЕСН зависит от категории налогоплательщика и представлен в табл. 14.4.
Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения ЕСН, если:
– у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
– у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Налоговая база ЕСН зависит от категории налогоплательщика и представлена в табл. 14.4.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК как не подлежащие налогообложению), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Налоговые льготы. От уплаты ЕСН освобождаются определенные в ст.239 НК категории лиц с сумм дохода, не превышающего в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо.
Изменения в части налоговых преступлений.
Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.04.2020 года № 73-ФЗ) в статьях 198, 199, 199, 199.3 и 199.4 УК РФ изменены примечания, определяющие крупный и особо крупный размер, установление которого необходимо для квалификации деяния как преступного. Согласно внесенным изменениям законодатель отказался от расчета относительных величин (долей в процентах) при определении крупного и особо крупного размера, сохранив твердые (фиксированные) пороговые суммы, превышение которых возможно только в пределах трех финансовых лет подряд.
В частности, в новой редакции примечания 1 к статье 199 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов (далее – налогов), превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.
Отметим, что первоначальная редакция проекта Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ, внесенного Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу РФ, определяла крупный и особо крупный размер исключительно как превышение пороговых сумм без привязки к какому-либо периоду времени. Тем самым первоначальная редакция проекта закона предоставляла возможность правоохранительным органам при определении крупного или особо крупного размера учитывать суммы за период времени вплоть до десяти лет (срок давности привлечения к ответственности за тяжкие преступления). В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении определение крупного и особо крупного размера было дополнено указанием на период в течение которого подлежит определению крупный и особо крупный размер – в пределах трех финансовых лет подряд. Фактически, внесенное в первоначальную редакцию проекта Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ дополнение привязало определение пороговых сумм при квалификации деяния как преступного к результатам налоговой проверки, глубина которой составляет три года. Тем не менее, не умаляя важность как самого законопроекта, так и принятой в ходе его рассмотрения в Государственной Думе РФ поправки, внесенные изменения имеют наибольшую актуальность для малого и среднего бизнеса и менее значительны для крупного бизнеса, уплачивающего в бюджетную систему десятки и сотни миллионов рублей. |
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.
Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Ответственность за неуплату налогов организации
В случае полного или частичного уклонения от уплаты налогов юридическое лицо может быть привлечено к следующим видам ответственности:
- Налоговая, в данном случае ответственность предусмотрена за несвоевременную сдачу декларации по статье 119 НК РФ, за уменьшение налоговой базы и неверное исчисление налога по ст. 122 НК РФ
- Административная, Кодексом об Административных правонарушениях предусмотрена лишь ответственность за несвоевременную сдачу декларации оп ст. 15.5 КоАП РФ
- Уголовная, для юридических лиц статьей 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату налогов
Получить полную информацию о том, чем грозит неуплата налогов ООО, можно у нашего юриста по налогам – адвокату по налоговым преступлениям, который не раз участвовал в данных делах и даст совет, как действовать в той или иной ситуации.
Если юридическое лицо совершило мелкие правонарушения в отношении неуплаты налогов, наказание может быть избрано согласно налоговому или административному праву. Данное правило не действует в случаях, когда неуплаченные налоги составили крупную или очень крупную сумму.
Виновными в неуплате налогов юридические лица признаются в том случае, если неуплаченная сумма составила 2 млн. рублей или превысила 10% отчислений за три года. Согласно сумме невыплат выделяют следующие разновидности особо крупного размера:
- более 6 млн. рублей независимо от периода
- не менее 10 млн. рублей или 20% не выплат за 3 года
- не менее 30 млн. рублей
Суд определяет наказание за неуплату налогов юридических лиц с учетом суммы невыплат и ряда других факторов: смягчающих и отягчающих обстоятельств, важно не упустить детали, чтобы получить наименьшее из зол.
Проблемы реализации ответственности за уклонение от уплаты налогов в Российской Федерации
«Научный аспект №2-2019» — Гуманитарные науки
Попова Дарья Олеговна – студент магистратуры Крымского филиала Российского государственного университета правосудия; специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым.
Аннотация: В этой статье исследуется проблема, которая долгие годы оставалась в центре внимания юридической науки и практики налогового регулирования — уклонение от уплаты налогов. Каждый налогоплательщик старается максимально сократить свои расходы, для чего часто осуществляется минимизация налоговых платежей в бюджет, в том числе в виде полной неуплаты налогов. Поэтому в статье подробно рассматриваются проблемы незаконного уклонения от уплаты налогов, несовершенство законодательства и пути решения этих проблем на государственном уровне.
Ключевые слова: Налоги, уклонение от уплаты, налоговое законодательство, налоговые преступления, бюджет.
Проблемы налогового контроля и ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в настоящее время находятся в центре внимания юридической науки и российской практики налогового регулирования.
Для экономики современной России проблема уклонения от уплаты налогов имеет первостепенное значение.